«Мир будет тогда, когда цели будут достигнуты»: Путин подвел итоги года

Прямую линию в этот раз совместили с ежегодной большой пресс-конференцией. Вопросы шли вперемешку — собранные заранее модераторами и из зала. Больше всего президент говорил об СВО и экономике

Фото: Sputnik/Gavriil Grigorov/Reuters

Обновлено в 19:00

Прямая линия с президентом России Владимиром Путиным прошла 14 декабря. На ней главной задачей России Владимир Путин назвал укрепление суверенитета, безопасности на границах, обеспечение прав и свобод граждан.

Трансляция длилась чуть более четырех часов, глава государства ответил почти на 70 вопросов от россиян и СМИ. Первая половина мероприятия, которое получило название «Итоги года с Владимиром Путиным», была во многом посвящена российско-украинскому конфликту. Президент намерен добиться «демилитаризации» и нейтрального статуса Украины, не видит необходимости в новой мобилизации и признает недочеты в снабжении армии, которые при этом решаются.

К третьему часу повестка стала более экономической и социальной: курс рубля «нормализуется», а подорожание яиц — это «сбой в работе правительства». На мероприятии объявлено о решении отменить для пенсионеров уплату банковской комиссии при оплате услуг ЖКХ.

Серьезные темы перемежались легкими вопросами. Возможно, самым ярким моментом стал вопрос от неназванного «студента СПбГУ», который обратился к Путину в образе дипфейка — визуальной и звуковой копии самого президента.

Студент: Владимир Владимирович, здравствуйте. Я студент и учусь в Санкт-Петербургском государственном университете. Хочу спросить, правда ли, что у вас много двойников? И еще, как вы относитесь к тем опасностям, которые несут в нашу жизнь искусственный интеллект и нейросети? Спасибо.

Путин: Да, вот я смотрю, вы можете быть на меня похожи и говорить моим голосом, но я подумал и решил, что похожим на себя и говорить моим голосом должен только один человек, и этим человеком буду я. Да, это мой первый двойник, кстати сказать.

По словам президента, запас прочности у российской экономики достаточный, чтобы идти вперед. Главу государства спросили о причинах резкого роста цен на яйца. Владимир Путин ответил:

«Совсем недавно разговаривал с министром сельского хозяйства, спрашивал, как у него с яйцами, они говорят, что у них все в порядке. На что я ему честно говорю, это прямая речь: «А вот у граждан наших есть проблемы, рост на яйцо курицы — 40%, в некоторых местах и больше, и на мясо куриное». Вы знаете, чего произошло? У нас, я говорил, идет небольшое, но все-таки повышение доходов, уровня заработной платы и так далее, спрос увеличился, был относительно дешевый белок, и он популярный у граждан, я сам с удовольствием яичницу ем, но что произошло, спрос увеличился, а объемы производства нет — первое. Второе — вовремя не открыли импорт в должном объеме. Cейчас из Турции предлагают дополнительные поставки, а у нас отлично развиваются экономические связи, отношения, в том числе в сфере сельского хозяйства, из других стран, из Белоруссии предлагают. Но вовремя не открыли, сейчас нужно было вовремя решить вопросы в рамках ЕврАзЭС. Решения приняты, во всяком случае, в декабре должны быть приняты, и ситуация будет улучшаться. Я очень на это надеюсь, поэтому сожалею и приношу свои извинения на этот счет, но это сбой в работе правительства. Я думаю, что связано еще, хоть и говорят, что это не так, но, мне кажется, так, вовремя не открыли импорт пошире, потому что, видимо, рассчитывали на то, что побольше заработают».

Отвечая на вопрос о факторах, влияющих на курс рубля, президент отметил, что курс плавающий. Но в целом ситуация на финансовом рынке стабильная. А Запад «стреляет себе в ногу», когда ограничивает возможности РФ использовать доллары и евро.

«Зачем они сокращают возможности доллара и евро как резервных мировых валют, прежде всего доллара, конечно? Плохо это для нас или нет? Да нет вообще: чем больше мы используем национальную валюту в финансовых расчетах, тем лучше, это повышает наш суверенитет и наши возможности. А от чего зависит курс? Курс у нас плавающий, зависит от различных условий, от цен на наши экспортные товары и от растущего спроса внутри страны, а он растет. Есть еще один аспект (кстати говоря, указ, который был призван отрегулировать эту ситуацию с валютой, отчасти это и на курс влияет, он все-таки сыграл свою роль), связаный с тем, что в прежние годы не нужно было никаких ограничений, потому что мы получали достаточно информации от тех стран, куда идет значительный объем нашего экспорта, и нам было понятно движение капиталов. Теперь мы не получаем оттуда информацию, они для нас ее закрыли. Правительство и ЦБ не видят, что происходит с теми объемами средств, которые наши экспортеры выручают от экспорта. У ЦБ и правительства возникло законное желание посмотреть, как накапливаются рубли, как они гуляют, куда, в каких объемах. В этом смысле указ вводит такие элементы определенного контроля, но я исхожу из того, что все нормализуется, это носит временный характер».

Говоря об экономике, Путин заявил, что рост ВВП России к концу года ожидается с хорошим результатом — 3,5%. Также он сообщил, что в федеральном бюджете РФ предусмотрели свыше 1 трлн рублей ежегодно на интеграцию и развитие новых регионов.

Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» Владимир Брагин:

Владимир Брагин
директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала»
«Два момента, которых касался президент, примерно соответствуют некому консенсусу. Понятно, что экономика растет сильно лучше ожиданий, и можно смело констатировать серьезные успехи, но есть проблема инфляции. Что с этим делать, остается на откуп ЦБ. Проблема понятна, это важно, что она не находится где-то там на периферии, она в центре внимания, поэтому шанс на то, что все будет развиваться по благоприятному сценарию, достаточно высок. И второй момент — это то, что связано с рублем, с контрольным движением капитала. Здесь пока озвучиваемые меры носят временный характер, озвучивается все до момента, пока система не восстановится, равновесие не возникнет само. Хорошо то, что нет цели все контролировать. С другой стороны, если окажется, что при снятии контроля пойдет отток капитала или компании будут слишком много аккумулировать валюты за рубежом, очевидно, что контроль может быстро вернуться. До текущего момента ЦБ действовал очень и очень эффективно, после 2020 года и после 2014 года. Напомню, ЦБ настоял на переходе к плавающему курсу и достаточно эффективно впоследствии смог контролировать инфляцию, поэтому стоит прислушиваться к мнению ЦБ. Есть определенные сомнения, сработают ли эти сценарии в текущих условиях, ну, посмотрим. Но то, что нужно охлаждать экономику и придется идти на определенные жертвы в части прироста ВВП, в части роста благосостояния ради снижения инфляции, что, в общем-то, в долгосрочной перспективе более правильно, — это да».

Многие вопросы касались российско-украинского конфликта. Среди видеозвонков были обращения военкора из Донбасса с просьбой устроить ветеранов СВО в «военно-патриотическую структуру» для обучения молодежи, главврача онкодиспансера в Мелитополе об отсутствии врачей, учеников школы в Крыму, которые просили починить спортзал, и военнослужащей по поводу льгот.

Ведущие сообщили, что поступил шквал вопросов по поводу того, что Россия второй год живет в условиях спецоперации, спрашивают, когда будет мир, и самый острый вопрос — стоит ли ожидать вторую волну мобилизации.

«Я понимаю, что такой чувствительный вопрос. У нас прошла частичная мобилизация, и мы призвали тогда 300 тысяч человек. Кстати говоря, поначалу было много иронии, всяких смешков на этот счет, прилепили название к этим людям «мобики», я прекрасно все это помню. Отлично воюют ребята, просто отлично! Четырнадцать Героев Российской Федерации из числа мобилизованных. Сейчас, по-моему, 244 тысячи находятся напрямую в зоне боевых действий. После этого мы начали достаточно широкую кампанию по привлечению людей на добровольной основе к заключению контрактов с Вооруженными силами. И да, и планировали к концу года набрать, по-моему, 412, ну 400 тысяч с небольшим. На вчерашний вечер, мне доложили, набрано 486 тысяч, и поток наших мужчин, которые готовы защищать интересы Родины с оружием в руках, не сокращается — полторы тысячи ежедневно по всей стране. Так что все вместе будет под полмиллиона человек до конца текущего года, зачем нам мобилизация? Поэтому на сегодняшний день никакой необходимости в этом нет».

Военкор Первого канала Дмитрий Кулько задал вопрос «от бойцов из зоны СВО» о проблемах с выплатами военнослужащим, с поддержкой раненых и семей погибших и с нехваткой дронов.

Дмитрий Кулько: Дронов, Владимир Владимирович, по-прежнему до сих пор сильно не хватает на фронте, бойцы постоянно просят помочь, мы делаем сборы, тем не менее всего этого недостаточно. К примеру, недавно мы привезли в 4-ю бригаду десятки дронов, месяца не прошло, уже половины этих коптеров нет, это расходники. Когда ситуация в этом вопросе улучшится?

Владимир Путин: Я думаю, что вы не можете не видеть, что она улучшается все-таки, правда? Скажите, что это правда.

Дмитрий Кулько: Улучшается, да.

Владимир Путин: Это факт. Но, конечно, вы правы, не всегда хватает, не всегда все получается, у нас все-таки линия фронта почти две тысячи километров, и точно совершенно не везде все вовремя поставляется, но и собственное производство растет, и закупается, в том числе многое закупается частным образом из-за границы. Государство, министерство обороны, промышленность активно работают в этом направлении.

На пресс-конференции присутствовал журналист турецкого агентства Anadolu. Его вопросы были о действиях Израиля на территории Газы. По его словам, ООН и крупнейшие державы не могут остановить атаки. Владимир Путин ответил, что происходящее в секторе Газа — катастрофа. Он отметил, что «во всем мире видят разницу между происходящим в Газе и на Украине — на Украине ничего подобного нет». Что касается работы ООН, то президент заявил, что важно сохранить право вето в организации, иначе она превратится в «говорильню», как это случилось с Лигой Наций. Турецкий журналист также спросил, существуют ли совместные усилия Турции и России по урегулированию этого вопроса.

«Хочу отметить все-таки значительную лидирующую роль президента Турции Эрдогана в вопросе восстановления ситуации в Газе, очень активен на этом направлении, дай бог ему здоровья. Потому что то, что происходит, это катастрофа. Генеральный секретарь ООН назвал сегодняшний сектор Газа самым большим кладбищем детей в мире, такая оценка о многом говорит. Ну это объективная оценка, что ж здесь сказать. Мы так же, как и Турция, исходим из того, что должны быть все-таки имплементированы решения ООН по поводу создания палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, и это чрезвычайно важно. Нужно создать фундаментальные основы для израильско-палестинского урегулирования. Теперь по поводу планов. Мы с президентом Эрдоганом же в контакте постоянном по этим вопросам, у нас очень схожие позиции. Думаю, что нам удастся с ним встретиться. Я и планировал недавно, здесь секретов нет, и готов был слетать в Турцию. Но у него по графику не получилось. У него не получилось, не у меня. Ну, так бывает. Но мы договариваемся, может быть, в начале следующего года осуществится визит. Что касается наших усилий. Первое — нужно сохранить людей в Газе. И с Египтом тоже мы в контакте. Второе — нужно оказывать массированную гуманитарную поддержку людям. Выяснилось, что эмиратская сторона создала на территории Газы, недалеко от «Рафаха» — пункта пропуска — и от египетской границы, открыла там госпиталь полевой. Мы поговорили на тему о том, что было бы возможным, чтобы и Россия там же открыла госпиталь свой на стадионе, но для этого, конечно, нужно согласие Египта и Израиля. Я переговорил с президентом Египта, он за, переговорил и с премьер-министром Нетаньяху, израильская сторона считает, что открытие российского госпиталя на территории Газы небезопасно. Но это не значит, что мы прекратим эти усилия. У нас и с израильтянами есть договоренность, и они нас попросили об этом, чтобы мы увеличили количество поставок медицинского оборудования и лекарственных препаратов. И мы это сделаем, безусловно. Так что мы со всеми сторонами этого происходящего события в контакте и будем активно работать».

Владимир Путин впервые высказался на тему запрета абортов. На предложение остановить эту вакханалию он ответил, что такого запрета нет:

Путин: Запреты разве есть?
Журналист: Пока нет.
Путин: Но почему говорят о какой-то вакханалии и запретах, их же нет. Что касается всех этих запретов, я в этой связи сейчас вспомнил о запретах в сфере антиалкогольной кампании. Это привело к употреблению суррогатов, увеличению самогоноварения и к увеличению жертв от этих отравлений. В этой области, о которой мы сейчас говорим, тоже нужно действовать очень аккуратно. Мне известна позиция церкви, она борется за жизнь каждого человека, и у нее есть свое отношение к вопросам абортов — это понятно. Государство заинтересовано в том, чтобы эта демографическая проблема решалась бы, если бы женщины после того, как узнают о своей беременности, принимали бы решение в пользу сохранения жизни ребенка — это очевидная вещь. Но, повторяю, права и свободы женщины у нас тоже должны соблюдаться. Решение проблемы прежде всего лежит как минимум в двух областях. Первая — это обращение к нашим традиционным ценностям, одной из которых является, безусловно, большая семья. Это воспитание в том смысле, что ребенок — это дар божий всех, и женщин, и мужчин. И это решение, конечно, лежит в сфере материального благосостояния. Нужно обратить внимание на женские консультации, приводить там все в порядок, там есть над чем работать. Надо думать о том, как и какими темпами приводить в порядок родильные отделения региональных больниц и поликлиник. И третье — нужно думать о том, как и дальше работать по поддержке семей с детьми. Это и ипотека, и субсидии, и дальнейшее совершенствование всего инструментария, который наработан государством за последние годы с точки зрения поддержки семей с детьми.

Владимир Путин заявил, что поручит правительству проработать вопрос продления программы семейной ипотеки, срок действия которой истекает в июле следующего года. «Конечно, правительство должно исходить из реальных возможностей федерального бюджета. Но я думаю, что лучше думать в направлении продления семейной ипотеки», — заявил президент.

О том, какой может быть программа семейной ипотеки в следующем году, говорит главный экономист «Ренессанс капитала» по России Софья Донец:

Софья Донец
главный экономист «Ренессанс капитала» по России
«Очевидно, что ставки по льготной ипотеке и в целом, и по семейной в частности утратили связь с ключевой ставкой. Если на момент снижения ключевой ставки казалось, что это как-то все связано, то на момент повышения уже никак не связано, поэтому здесь это все скорее политический компромисс и выбор, на каком уровне установить стимулирующую ставку и вообще оставлять ли ее. Потому что все-таки пока это прозвучало скорее как некое приглашение к дискуссии более, чем какое-то готовое решение. То есть, наверное, речь может идти о продлении на текущих условиях, смягчать эти условия уже некуда, а ужесточать — это политический компромисс. Действительно, ипотека — это сейчас зона, о которую ломаются копья, видно, что в кругу тех, кто выступает против продления льготных программ, помимо Банка России, уже плавно оказывается и Минфин России, поэтому я бы не стала гарантированно ожидать сохранения льгот».

По словам политолога Георгия Бовта, Путин удовлетворил запрос россиян на групповую психотерапию:

Георгий Бовт
политолог, журналист
«Основное ожидание обывателей от выступления Путина — это услышать какие-то успокаивающие слова в нынешнем тревожном мире, в тревожной обстановке на фоне боевых действий на Западе. Все это было важно услышать, и он этот вызов принял, повел себя соответствующим образом. Практически не было никаких резких выпадов, в том числе в адрес так называемых партнеров, он был подчеркнуто умиротворяющий, и в то же время были подтверждены все акценты и позиции по тем вопросам, которые наиболее актуальны сейчас. Но даже тема СВО была затронута больше не столько в военно-политическом ключе, хотя там были реминисценции насчет того, кто все начал с переворота на Украине в 2014 году, но в основном тоже был сделан акцент на социальные какие-то аспекты — льготы ветеранам, выплаты. И одновременно он дал понять, тоже в спокойном и умиротворяющем ключе, что не все исконно русские земли еще контролирует российская армия. Естественно, преобладающее значение по времени имели вопросы экономические. Сама постановка вопросов на этот раз мне показалась гораздо более комплиментарной, в основном традиционная тематика — тарифы ЖКХ, пенсионеры теперь не будут платить комиссию. Насколько можно понять Путина, все пенсионеры, а не только малообеспеченные, как это записано в только что принятом думском законе, поэтому придется править. Ну и вообще он посмотрит, насколько проиндексированы цены, на какую величину. С другой стороны, оговорено, что индексация пенсий тоже будет, поэтому вы же понимаете, что вот такая ситуация. Он тут рассуждал как бы по одну сторону с народом: вот мы с вами по одну сторону баррикад и вместе решаем какие-то проблемы. При этом признавал какие-то сбои в работе, даже прозвучал термин «сбой в работе правительства», но уже решается проблема, в том числе благодаря хорошим отношениям с Эрдоганом. По теме мобилизации прозвучало то, что тоже многие хотели услышать: что мобилизации в ближайшее время не будет, новой волны, поскольку контрактников набрано 486 тысяч, кажется, он сказал такую цифру. И другая острая тема — по абортам: поставлена точка в кампании пропагандистской в последнее время. Не надо ничего запрещать, не надо действовать, как в советское время в антиалкогольной кампании, поскольку здоровье женщин может пострадать. Тоже спокойный, взвешенный ответ без крайностей: не надо перегибов на местах, как говорится, — это такая стилистика, тоже довольно известная. Поэтому сеанс коллективной психотерапии на сей раз, в общем, вполне удался».

Также президент Владимир Путин во время прямой линии заявил, что некоторые приговоры по экономическим статьям вызывают у него вопросы.

Журналист Life задал вопрос, не является ли приговор журналистке Александре Баязитовой за вымогательство в интернете охотой на ведьм. Прокуратура просила для нее 14 лет колонии, суд присудил пять лет. Владимир Путин ответил, что «она же не лидер оппозиции, чтобы на нее охотиться». Но отметил, что «оторопел», когда услышал о сроке. По его мнению, это очевидный перебор.

«Нужно ли человека прятать за решетку на 14 лет? Или сейчас мне говорят про бывшего министра, ему чуть ли не 19 с лишним лет [потребовали] за определенные нарушения», — отметил президент. Он не назвал имя человека, которого имеет в виду. Речь идет об экс-министре по делам Открытого правительства Михаиле Абызове. В начале декабря гособвинение попросило дать ему 19,5 года заключения. Владимир Путин сказал, что «попросит законодателей и Госдуму еще раз это все оценить и отреагировать».

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest